-
+








ФОНДЫ И КАТАЛОГИ » 
Пушкиниана
В данном собрании представлены как прижизненные издания А. С. Пушкина, так и вышедшие после его смерти. А также интересные литературоведческие издания, рассказывающие о жизни и творчестве поэта.

см. также о А. С. Пушкине


"Гений Пушкина, жив, и поныне..." (12+) Русские поэты – Александру Сергеевичу Пушкину
"В ней было что-то красоты прекрасней..."
О дуэли А. С. Пушкина без тайн и загадок
«Я рад лишь ей одной…»: Осень в поэзии Александра Сергеевича Пушкина
"Они питали мою музу...": книги в жизни и творчестве А. С. Пушкина
«Ох, семья, семья…» - библиографический список (А.С. Пушкин)
«Стихия и кумир»  к 180-летию со дня написания поэмы «Медный Всадник» А.С. Пушкина
Зимние пейзажи А.С.Пушкина (6+)
«Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина. К 180-летию со дня создания
«Цветущее древо поэта»
Над «пугачёвскими» страницами А. С. Пушкина» : к 180-летию со дня выхода «Капитанской дочки»


Наш Пушкин: Статьи и материалы »
Библиографические ресурсы »
Электронные ресурсы »
Мультимедийные издания »
Полнотекстовая коллекция »

 

титульный лист и гравюра И. Иванова к поэме А.С. Пушкина Руслан и Людмила, 1820 г.Пушкин, А. Руслан и Людмила : поэма в шести песнях / А. Пушкин ; рис. И. Иванова, гравировал М. Иванов ; цензор И. Тимковской. - СПб. : В Типографии Н. Греча, 1820. - 142 с., [1] л. ил.

Первая книга великого Пушкина внешне не очень красива. Даже менее красива и менее изящна, чем другие прижизненные издания поэта. Печатавшая её типография Николая Греча была далеко не лучшей типографией Петербурга. Шрифт, которым набрана книга, обыкновенен. Но это первая книга поэта! А гравюра, приложенная к ней, - это первая иллюстрация к его произведениям!
Картинка к выходу книги опоздала. В объявлениях о продаже поэмы говорилось: "Принадлежащая к ней виньетка, на которой изображены все лица и главнейшие явления поэмы, ещё не кончена. Она нарисована весьма удачно, гравируется искусным художником, и купившим поэму, раздаваться будет безденежно." Этим объясняется, что на антикварном рынке особенно редки экземпляры с приложением гравюры. В нашем экземпляре она присутствует!
Иметь первую книгу Пушкина, поставившую его имя на первое место в русской литературе - заветная мечта всех книголюбов.

 

 

 

обложка кн. А.С. Пушкина Братья разбойники, 1827 г.Пушкин, А. Братья разбойники : (писано в 1822 году) / А. Пушкин ; цензор И. Снегирев. - 2-е изд. - М. : В Типографии Августа Семена, при Императорской мед.-хирургической академии, 1827. - 14 с.

Вся брошюра - сложенный лист бумаги из 16 страниц, первая и последняя из которых служат обложками; на передней стороне, в наборной рамке, напечатано: "Братья разбойники", на последней странице, в рамке, - "цена 42 копейки."
То, что напечатано под названием "Братья разбойники", - это всего лишь отрывок большой романтической поэмы, которую Пушкин писал в 1821-1822 годах. Поэма касалась Степана Разина, вождя казачьих восстаний XVII века. Тема показалась поэту не только запретной, но и трудно поддающейся обработке. 11 июня 1823 года он писал А. А. Бестужеву: "Разбойников я сжёг - и поделом. Один отрывок уцелел в руках Николая Раевского…" В альманахе "Полярная звезда" на 1825 год этот отрывок был впервые напечатан. В месяцы, предшествующие восстанию декабристов, альманах имел огромный успех.
Декабрист В. И. Штайнгель в письме к Николаю I отмечал три произведения, которые, по его мнению, имели решающее значение в политическом воспитании декабристов: "Исповедь Наливайко" и "Войнаровский" Рылеева, а также "Братья разбойники" Пушкина.

 

 

 

титульный лист кн. А.С. Пушкина Борис Годунов, 1831 г.Пушкин, А. Борис Годунов / А. Пушкин. - СПб. : В Типографии Департамента народного просвещения, 1831. - 142 с.

В 1825 году опальный Пушкин проживал в Михайловском. Здесь он написал произведение, в день окончания которого сказал: "Трагедия моя кончена; я перечёл её вслух, один, и бил в ладоши и кричал, ай-да Пушкин, ай-да сукин сын!"

Издание трагедии Пушкина "Борис Годунов" по "высочайшей воле" было разрешено только в 1830 году. В 1831 году книга вышла с посвящением Николаю Михайловичу Карамзину. Имя Пушкина в первом прижизненном издании напечатано только под этим посвящением, на обложке и на титульном листе его нет.
Экземпляр, хранящийся в ЦГДБ, ранее принадлежал известному пушкинисту Михаилу Павловичу Алексееву. Об этом говорит владельческая надпись, сделанная им в 1914 году. В гимназические годы он был большим любителем и собирателем книг, завсегдатаем букинистических магазинов и толкучки на Подоле в Киеве. Особенно ему нравились развалы на Подоле: здесь и было куплено первое издание "Бориса Годунова". Оставленная без присмотра в блокадном Ленинграде, библиотека М. П. Алексеева сохранилась лишь частично, но "Борис Годунов" уцелел.

 

 

 

гравюра Н.И. Уткина к Сочинениям А.С. Пушкина, 1838 г.Пушкин, А. Сочинения : т. 1 / А. Пушкин ; цензор А. Никитенко ; [под ред. В. А. Жуковского]. - СПб. : В типографии Экспедиции заготовления государственных бумаг, MDCCCXXXVIII. - 377 с., [1] л. ил.

22 февраля 1837 года Василий Андреевич Жуковский показал А. Никитенко резолюцию Николая I по поводу готовящегося издания посмертного собрания сочинений Александра Сергеевича Пушкина: "Согласен, но с тем, чтобы всё найденное мною неприличным в изданных уже сочинениях было исключено, а чтобы не напечатанные ещё сочинения были строго рассмотрены." 31 марта Никитенко занёс в дневник "приятную новость": "… государь велел напечатать уже изданные сочинения Пушкина без всяких изменений. Это сделано по ходатайству Жуковского".
В 1838 году вышли 7 томов первого посмертного собрания сочинений А. С. Пушкина. В первом томе появился новый, гравированный Н. И. Уткиным, портрет Пушкина по грудь, исполненный нарочно для посмертного издания сочинений поэта. Гравёр был у Пушкина накануне смерти, и поэт пожелал, чтобы он награвировал его портрет на стали. Художник согласился на это, хотя и неохотно. Через день Пушкина не стало. Уткин, однако, исполнил желание поэта , награвировал вновь его портрет в небольшом формате и доставил доску семейству Пушкина. С этой доски и сделаны были отпечатки для посмертного издания сочинений Пушкина 1838 года. Внизу под портретом сделаны Уткиным автографическая подпись: "Александр Пушкин" и подпись мастера: "Гравировал на стали Николай Уткин, 1838 года".

 

 

 

подпись издателя М. Заикина к Сочинениям А.С. Пушкина, 1841 г.Пушкин, А. Сочинения : т. 9 : Иждивением Ильи Глазунова, Матвея Заикина и К° / А. Пушкин ; цензор А. Никитенко ; [под ред. В. А. Жуковского]. - СПб. : В типографии  И. Глазунова и К° ; Издатель Матвей Заикин, MDCCCXLI. - 308 с., [1] л. ил.

Первоначально задумывалось собрание в семи томах, и завершающий отводился под "стихотворения, найденные посмертно". По ходу дела издание разрослось до одиннадцати томов, и "посмертный" Пушкин потребовал уже трёх томов (IX - XI), которые вышли в свет только летом 1841 года.
В. А. Жуковский, помня резолюцию Николая I  о строгом рассмотрении ещё ненапечатанных произведений, а также для того, чтобы цензура пропустила найденные произведения Пушкина, внёс в некоторые из них изменения. Так, в девятом томе появилась "Сказка о купце Кузьме Остолопе и работнике его Балде". Знаменитое стихотворение "Памятник" также подверглось изменениям. Строку "Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа" Жуковский меняет и пишет "Наполеонова столпа". "Что в мой жестокий век восславил я свободу" было заменено на "Что прелестью живой стихов я был полезен". Необходимо, однако, отметить, что в первоначальном пушкинском варианте эти произведения вряд ли могли быть тогда напечатаны. Внося подобные изменения, Василий Андреевич постарался, по мере возможности, издать всё, что написал  великий поэт.
Современники считали, что тома изданы некрасиво, небрежно напечатаны. Есть даже ошибки и непростительные опечатки. Н. Полевой писал: "… почтенные издатели не вполне оправдали ожидание соотечественников." Но, надо отдать должное, что впервые произведения Пушкина сделались обозримыми. Это собрание, при всех его недостатках сыграло большую роль в деле распространения сочинений поэта среди читателей. Именно оно послужило поводом для одиннадцати статей В. Г. Белинского.
В 1846 году Достоевский в "Бедных людях" упоминает, что посмертное собрание сочинений стоит очень дорого. Лишь в 1855 году вышло другое собрание сочинений Пушкина, изданное П. В. Анненковым, причём дополнительный седьмой том вышел в 1857 году. Именно это собр. соч. является первым научным изданием сочинений А. С. Пушкина.

 

 

 

переплет кн. А.С. Пушкин  Песнь о Вещем Олеге, 1915 г.Пушкин, А. С. Песнь о Вещем Олеге / А. С. Пушкин ; разбор баллады, объяснительные примеч. и предисл. инспектора Московской XI гимназии И. К. Линдемана ; пер. на нем. Ф. Боденштедта. - М. : Поставщик Двора Его Величества Т - во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1915. - с. : ил., ноты, точная копия рукописи поэта.

Главная цель этой книги, как отмечает в предисловии И.К. Линдеман, пробудить любовь к родной литературе. В издании даны подробные комментарии филологического, исторического и археологического характера. Объяснения дополнены многочисленными рисунками.
Специально для этого издания была снята копия рукописи А. С. Пушкина, что позволило учащимся войти в лабораторию поэта, посмотреть, как он работал. В конце книги напечатаны ноты "Песни о Вещем Олеге" Н. А. Римского-Корсакова.
Книга является образцом издания для учащихся, гимназистов. Линдеман уверяет: "Полезно бывает избрать предметом изучения одно произведение, но проштудировать его основательно, вдумчиво разобрать его во всех отношениях и по всем направлениям, постараться дать себе строгий отчёт в каждом слове, в каждой мысли. Я глубоко убеждён, что на изучении одного такого произведения можно значительно двинуть вперёд развитие ученика."

 

 

 

титульный лист кн. А.С. Пушкин Евгений Онегин, 1916 г.Пушкин, А. Евгений Онегин / А. Пушкин ; ил. Е. Самокиш-Судковской ; оформл. А. Н. Лео. - 3-е изд. - Петроград : Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1916. - 120 с. : ил.

Пушкин, А. Евгений Онегин / А. Пушкин ; ил. Е. Самокиш-Судковской ; оформл. А. Н. Лео. - 4-е изд. - Петроград : Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1918. - 115 с. : ил.

Бессмертное произведение А. С. Пушкина выпущено "купелью санкт-петербургской школы книжной графики" - издательской фирмой "Р. Голике и А. Вильборг", получившей звание "Поставщиков Двора Его Императорского Величества". Книга была отпечатана в типографии, которая существует по сей день и носит имя Ивана Фёдорова (Звенигородская ул., 11).
3-е и 4-е издания иллюстрированы известной художницей Еленой Петровной Самокиш-Судковской. Она стала известной в 1899 г. благодаря созданию панно к юбилейным торжествам в честь А. С. Пушкина. В оформлении изданий также участвовал Александр Николаевич Лео - художник, каллиграф и шрифтовщик, который с 1903 г. работал в типографии товарищества и обеспечивал высокий печатный уровень издательской продукции.

 

 

 

дарственная надпись в кн. А.С. Пушкин Евгений Онегин, 1918 г.4-е издание "Евгения Онегина" представляет особый интерес, так как имеет дарственную надпись, сделанную во время блокады Ленинграда. Она гласит: "Михаилу Дмитриевичу на память о новом 1943 годе и новогоднем ужине. Желаю в 1943 году !!! сидеть за столом, на котором будет сервирован ужин, приготовленный руками опытного кулинара, Мих. Дм. Жукова, примерно по следующему меню, рассчитанному на мой невзыскательный вкус. Закуска разная (икра, судак заливной и маринованный, салат оливье, салат весна, консервы и т.д.), бульон с блинчатыми пирожками, осетрина холодная, соус майонез, котлеты де воляй, суфле-сюрприз, шампанское - водка - вина, кофе чёрный с лимоном, пирожные с заварным кремом. Жду и надеюсь. (Подпись неразборчива) 2.1.1943".

 

 

 

 

 

 

 

обложка кн. А. С. Пушкин Медный всадник, 1923 г. Пушкин, А. С. Медный всадник : петербургская повесть / А. С. Пушкин ; рис. А. Бенуа ; ред. текста и ст. П. Е. Щёголева. - СПб. : Комитет популяризации художественных изданий при Российской академии истории материальной культуры, 1923. - 77 с. ; ил.

"Медный всадник" был завершён в Болдине, в октябре 1833 г. Но Пушкин не пожелал вносить какие-либо изменения в соответствии с цензурой, расторг договор со Смирдиным и положил рукопись "под сукно". При жизни Пушкина появился в печати только один отрывок - вступление под заголовком "Петербург. Отрывок из поэмы" в "Библиотеке для чтения" (1834, т. 7). "Посмертные" редакции поэмы также имеют значительные отличия от текста А. С. Пушкина. В настоящем издании текст дан в окончательной редакции (по тетради Румянцевского музея). В музее редкой книги находится нумерованный экземпляр.
Мысль об иллюстрировании "Медного всадника" появилась у Александра Бенуа в 1903 г., когда к нему обратился Кружок любителей русских изящных изданий с предложением что-либо проиллюстрировать из произведений русских авторов. Но издание было отложено, а рисунки приобрёл С. П. Дягилев, который их и напечатал в № 1 журнала "Мир искусства" в 1904 г. Вторично художник вернулся к этой теме в 1905 г. по заказу Комиссии народных изданий при Экспедиции заготовления государственных бумаг. Но серия рисунков, состоящая из 6 больших листов не была напечатана. Иллюстрации данной книги были созданы летом 1916 г. в Крыму, по заказу Комиссии художественных изданий при Общине св. Евгении Красного креста. Часть их повторяет композиции первых двух редакций, некоторые рисунки были сочинены вновь.

 

 

 

титульный лист кн. А. С. Пушкин Пиковая дама, 1917 г.Пушкин, А. С. Пиковая дама / А. С. Пушкин ; ил. А. Н. Бенуа ; вступ. ст. Н. О. Лернера. - Петроград : Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1917. - 68 с., [15] л. ил. : ил. 

Впервые "Пиковая дама" была напечатана в "Библиотеке для чтения" (т. II, №3) с подписанным А. Никитенко цензурным дозволением 31 января 1834 г. Хотя она появилась без полной подписи Пушкина, с одним инициалом P (Pouchkine), имя автора не осталось тайной для публики. А. С. Пушкин записал в своём дневнике 7 апреля 1834 г.: "Моя "Пиковая дама" в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза". П. В. Анненков писал, что она "перечитывалась от пышных чертогов до скромных жилищ с одинаковым наслаждением."
При жизни Пушкина повесть была напечатана ещё один раз. Автор включил её в вышедшие летом того же 1834 г. "Повести, изданные Александром Пушкиным". Текст в "Библиотеке" и "Повестях" почти один и тот же. В данном издании воспроизводится текст "Повестей". Составители позволили себе только исправить несколько явных опечаток. В издании использованы иллюстрации известного художника, члена объединения "Мир искусства" Александра Николаевича Бенуа.

 

 

 

обложка кн. А.С. Пушкин Цыганы , 1924 г.Пушкин, А. С. Цыганы / А. С. Пушкин ; худож. Л. Ф. Майдель ; статьи Б. Л. Модзалевского, П. Е. Щёголева. - СПб. : Комитет популяризации художественных изданий при Российской академии материальной культуры, 1924. - 41 с. : ил.

"Цыганы" были подготовлены к выпуску Комитетом популяризации художественных изданий, который явился преемником Общины Св. Евгении. К тому времени издательство уже имело европейскую известность, благодаря изданию открыток и книг, к оформлению которых  были привлечены лучшие художники: Е. П. Самокиш-Судковская, И. Е. Репин, Н. Н. Каразин, К. Е. Маковский, мастера "Мира искусства" - А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский и др. Издательство действительно сделало всеобщим достоянием "предметы исключительной редкости". 
Текст был опубликован по прижизненному изданию "Поэмы и повести" (1835) без цензурных искажений, с сохранением всех особенностей орфографии и пунктуации. Экземпляр ЦГДБ принадлежал Алексею Арсеньевичу Алексееву. А с 30 марта 1955 г. стал собственностью Г. Г. Шахвердова.
В издании представлены иллюстрации знаменитого эстонского художника Фридриха-Людвига фон Майделя (1795-1846). К сожалению, его имя мало известно в России даже историкам искусства. Работы Майделя были сделаны при жизни А.С. Пушкина. 10 рисунков воспроизведены в настоящую величину. Они сделаны китайской тушью на ватманской бумаге. Рисунки исполнены контурным приёмом. Есть основание предполагать, что у художника была идея заменить контурные композиции гравюрами на дереве. Доказательством служит гравюра, на которой Пушкин изображен перед могилой Кутузова в Казанском соборе.

 

 

 

переплет кн. А.С. Пушкин Капитанская дочка, 1936 г. Пушкин, А. С. Капитанская дочка / А. С. Пушкин ; ред. текста и объяснения Б. Томашевского ; переплёт, форзац и титул Ю. Мезерницкого ; худож. П. Соколов. - М. - Л. : Детиздат, 1936. - 183 с. : ил.

Издание вышло в преддверии 100-летней годовщины гибели Александра Сергеевича Пушкина. Заслуживает внимания превосходный справочный аппарат: сноски на каждой странице, комментарии, сделанные выдающимся русским филологом, литературоведом и пушкинистом Борисом Викторовичем Томашевским (1890-1957).
Кроме того, в издание включена "Пропущенная глава", которая представляет собой первоначальную редакцию конца тринадцатой главы. Здесь имена героев другие: Гринёв назван Буланиным, а Зурин - Гринёвым.
В детиздатовской "Капитанской дочке" использованы рисунки российского графика и живописца Петра Петровича Соколова (1821-1899), выпускника Академии художеств (1840-43).
Он известен своими иллюстрациями к произведениям И. С. Тургенева, Н. В. Гоголя. П. П. Соколов создал тип бытовой станковой иллюстрации-картины. Художник умело передаёт тончайшие нюансы пушкинского текста, проявляет всестороннее знание провинциальной жизни России.
В книге имеется дарственная надпись: "Юра! Люби Пушкина. Костя. 24/III 37."

 

 

 

Пушкин, А. С. Сказка о попе и о работнике его Балде / подг. текста М. К. Азадовского ; худож. Д. Буторин. - М. - Л. : Academia, 1937. - 18 с. : ил. ; цв. фронтиспис. ; 6 цв. ил. : 1 страничная ил., 5 ил. в тексте, наклеенные на страницы (Палех) ; переплет и тит. лист Е. Когана.
Подробно...

 

Пушкин, А. С. Полное собрание сочинений в девяти томах / подг. текста стихотворений М. А. Цявловского ; под общ. ред., коммент. Ю. Г. Оксмана, М. А. Цявловского ; марка и переплет Н. И. Пискарева. - М. : Academia, 1935 - 1938. - (К столетию со дня гибели). - 20300 экз.
Подробно...

 

Пушкин, А. С. Бахчисарайский фонтан / подг. текста С. М. Бонди ; худож. А. П. Могилевский. - М. - Л. : ACADEMIA, 1937. - 32 с., [12] л. ил. - 10 3000 экз.
Подробно...

 

Пушкин, А. С. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-Лебеди / А. С. Пушкин ; [худож. В. Серов]. –  Л. : Гослитиздат, 1943. –  40 с. : ил.
Подробно...

 

Пушкин, А. С. Сказка о золотом петушке / подг. текста М. К. Азадовского ; худож. И. П. Вакуров. - М. - Л. : Academia, 1937. - 19 с. : ил. ; цв. фронтиспис ; 6 цветных ил., наклеенных на страницы текста (Палех) ; переплет и тит. лист Е. Когана.
Подробно...

 

 

 

обложка кн. А.С. Пушкин Сказка о золотом петушке, 1962 г. Пушкин, А. С. Сказка о золотом петушке / А. С. Пушкин ; худож. И. Я. Билибин. - М. : Изд. главного управления "ГОЗНАК" министерства финансов СССР, 1962. - 10 с. : ил.

В книге издательства "Гознак" воспроизведены иллюстрации российского графика, члена объединения "Мир искусства" Ивана Яковлевича Билибина (1876-1942). Впервые художник обратился к "Сказке о золотом петушке" в 1907 году, когда он работал над декорациями к последней опере Николая Андреевича Римского-Корсакова "Золотой петушок". В 1910 г. он создаёт рисунки для книги издательства Экспедиции заготовления государственных бумаг.
Рисунки мастера сделаны в стиле модерн, точнее в его национально-романтическом направлении. Работая над иллюстрациями к "Сказке о золотом петушке" А.С. Пушкина Билибин обращался к народному творчеству, изучал русские иконы и ориентировался на изобразительный фольклор (лубок, резьба по дереву и т.п.). В основе книжной композиции - линейные орнаменты. Цельности графического образа книги Билибин достигает с помощью рисованного шрифта.

 

 

 

Русские поэты о Родине : антология / cост. Б. В. Папковский, А. Г. Островский ; пер., титул, заставки Г. Епифанова ; отв. ред. Б. В. Папковский. - Л. : Гослитиздат, 1943. - 380 с.
Подробно...

 

 

 

Литературоведение:

обложка кн. Б.Л. Модзалевский  Анна Петровна Керн, 1924 г. Модзалевский, Б. Л. Анна Петровна Керн : по материалам Пушкинского дома / Б. Л. Модзалевский ; под общ. ред. М. О. Гершензона. - Л. : Изд. М. и С. Сабашниковых, 1924. - 144 с. : ил. - (Друзья Пушкина).

Книга написана Борисом Львовичем Модзалевским (1874-1928) - библиографом и историком русской литературы, основное место в научной деятельности которого занимают труды по изучению жизни и творчества А. С. Пушкина. С 1919 до самой смерти в 1928 г. он был старшим учёным хранителем Пушкинского дома.
Издана книга ленинградским отделением московского издательства братьев Михаила Васильевича (1871-1943) и Сергея Васильевича (1873-1909) Сабашниковых (1891-1930), которые преследовали, главным образом, просветительские цели. Книги этого издательства, в том числе и "Анна Петровна Керн", отличаются высоким качеством подготовки текстов, научного комментария, художественного оформления.
Труд Модзалевского написан с целью понять Пушкина как человека. А это возможно лишь изучив судьбу, особенности характера тех людей, среди которых протекала краткая жизнь поэта. Имя Анны Петровны Керн стоит на одном из первых мест в списке друзей Пушкина. Александр Сергеевич близко знал и любил её. Представление о ней связано с одним из самых лирических стихотворений Пушкина - "Я помню чудное мгновенье". Книга Бориса Львовича знакомит нас с детством Анны Петровны (урожд. Полторацкой), которое прошло в Малоросии, обстоятельствах её замужества. Здесь приводится рассказ о её супруге генерале Е. Ф. Керне, о её жизни в Тригорском и встречах с А. С. Пушкиным. Со страниц этой книги интересно узнать о взаимоотношениях Анны Петровны с М. И. Глинкой.

 

 

 

обложка кн. И. Ремезов Пиковая дама, 1934 г. Ремезов, И. Пиковая дама : опера в 3-х действиях / И. Ремезов ; текст М. И. Чайковского ; худож. Д. Н. Кардовский, О. Л. Делла-Вос-Кардовская. - [б.м.] : Изд. Управления театрами НКП РСФСР, 1934. - 71 с. : ил.

В книге рассказывается о произведении А. С. Пушкина "Пиковая дама", даётся характеристика основных персонажей в литературном первоисточнике.
Раздел ""Пиковая дама" в опере" рассказывает о том, что произведение было неоднократно использовано в качестве драматургического материала. Современник Пушкина, князь Шаховской, переделал повесть в драму, которая была поставлена в Петербурге. Проспер Мериме сделал перевод пушкинской повести на французский язык. Им воспользовался известный драматург Скриб, который написал на основе текста Мериме либретто для композитора Галеви. Опера Галеви "Пиковая дама" была поставлена в Париже 28 декабря 1850 г. на сцене "Опера комик". В 1860-х немецкий композитор Зуппе сочинил на этот сюжет оперетту. Особое место в книге занимает повествование о творческих исканиях Петра Ильича Чайковского. В издании присутствует сценарий и текст оперы великого русского композитора.
Рисунки сделаны известным российским живописцем, художником книги, заслуженным деятелем искусств РСФСР Дмитрием Николаевичем Кардовским (1866-1943), иллюстрировавшим "Каштанку" Чехова, "Горе от ума" Грибоедова.

 

 

Томашевский, Б. В. Пушкин и Родина : / Б. В. Томашевский, А. И. Грушкин ; АН СССР, ИРЛИ ; отв. ред. Б. С. Мейлах. - М. - Л. : АН СССР, 1941. - 35 с. - (Оборонная серия).
Подробно...








© 1996 - 2013 Центральная Городская Детская Библиотека им. А.С.Пушкина
Все права защищены